Опыт внедрения современных технологий и оборудования для ультразвуковой очистки на ремонтных предприятиях локомотивного хозяйства
Железнодорожный транспорт. Серия Локомотивы и локомотивное хозяйство. Ремонт локомотивов. ОИ ЦНИИТЭИ, 2005 г., выпуск 1—2, с. 44—49
УДК 621.9.048
Ультразвуковая очистка является одним из самых оптимальных способов удаления стойких загрязнений без затрат ручного труда. Интенсивные упругие колебания высокой частоты эффективно очищают детали, имеющие сложную конфигурацию и устойчивые загрязнения. Качество очистки деталей в большой степени определяют срок их службы и надёжность эксплуатации.
Предприятием ООО «Александра-Плюс» наработан большой опыт по ультразвуковой очистке различных типов деталей от механических, жировых и маслянистых загрязнений. Используемые ультразвуковые ванны изготовлены из коррозионно-стойких материалов, просты в обращении. Ванны дополнены удобными стеллажами с приспособлениями для размещения очищаемых деталей, что представляет полностью укомплектованное рабочее место для оператора. Комплект защищен патентом РФ на промышленный образец № 56368 с приоритетом 5 февраля 2004 г. Оборудование оснащено реле-регулятором с таймером для контроля времени и температуры моющего раствора. Ванны выпускают различных объемов, что делает возможным их использование в различных технологических циклах. Налаженное гарантийное и сервисное обслуживание выгодно отличает данное предприятие от других изготовителей подобного оборудования. В последнее время совместно с ОАО «РЖД» было существенно модернизировано оборудование, усовершенствована технология, разработана нормативная документация.
В 2002—2004 гг. проведена работа по оснащению рабочими местами для ультразвуковой очистки девяти локомотивных депо Северной железной дороги. Разработаны технологические карты процесса ультразвуковой очистки, результатом чего явилась разработка и внедрение совместно с Дорожной химико-технической лабораторией Северной железной дороги «Инструкции по ультразвуковой промывке деталей локомотивов в условиях ремонта» (И028.014.ДХТЭЛ-2003). В качестве моющего средства рекомендуется к использованию техническое моющее средство «Лабомид» производства ЗАО «Экохиммаш», (г. Буй), относящееся к 4-му классу опасности по токсичности (малоопасные вещества по ГОСТ 12.1.007-76) и не требующее особых условий для утилизации.
С участием специалистов предприятия отработаны технологии процессов очистки и разработаны технологические карты на промывку деталей автоматного отделения — клапанов, элементов пневмосистем, деталей редукторов и др., деталей цеха топливной аппаратуры — распылителей, фильтров и др. Проведены работы по очистке различных типов подшипников от 1205, 1206 до крупногабаритных типа 42428, 32424 и буксовых.
Качество ультразвуковой очистки, практически во всех случаях, соответствует нормативным требованиям и превосходит ручную. После очистки требуется консервация деталей или просушка сжатым воздухом в зависимости от технических требований.
Необходимо отметить, что ультразвуковая очистка особенно эффективна при применении на конечной стадии, полностью заменить ею все технологические операции невозможно. Узлы и детали, имеющие высокую степень загрязнения, требуют предварительного замачивания в растворе технического моющего средства, для них увеличивается время промывки и требуется более частая замена раствора.
В ходе внедрения ультразвукового оборудования предприятием ООО «Александра-Плюс» проведены сравнительные испытания с аналогичным оборудованием. Испытания проводились на базе локомотивного депо Сольвычегодск. В ходе работы сравнивались такие показатели работы, как комплектность оборудования, оснащение вспомогательными приспособлениями, наличие средств автоматизации, ремонтопригодность, обеспеченность сервисным обслуживанием. По всем этим показателям предприятие ООО «Александра-Плюс» выгодно отличается от аналогов тем, что предлагает оборудованное рабочее место с двумя режимами работы, с автоматическим контролем температуры и времени, имеет налаженное гарантийное и сервисное обслуживание.
В соответствии с методическими рекомендациями Управления Северной железной дороги проведен расчет экономической эффективности технологии ультразвуковой промывки в условиях ремонта в локомотивных депо. По результатам расчетов сделаны выводы, что трудоемкость очистки уменьшается в 2 раза, значительно снижаются материальные затраты, повышается экономическая эффективность.
В 2004 г. была подана заявка на «Рабочее место очистки деталей (РМОД)» (рис. 1) в ПКБ ЦТ, пройдены ценовая и конкурсная комиссии. На установку разработаны технические условия ТУ 3444-004-52036912-2004, согласованные с ПКБ ЦТ и ОАО «РЖД». Итогом стало подписание договора с ОАО «РЖД» по Программе переоснащения на поставку пяти установок в локомотивные депо Тюмень, Дно, Аткарск, Моршанск, Зима.
Поставка оборудования осуществлялась с выездом специалиста, обучением на месте персонала депо и вводом в эксплуатацию оборудования. Комплекс оказанных услуг сказался и на результатах работы: качество очистки деталей на всех предприятиях соответствует нормативным требованиям, отзывы о работе оборудования содержат только отличные оценки. Оборудование введено в эксплуатацию в течение нескольких дней после его поставки.
Большинство установок используется в автотормозном отделении для промывки клапанов, кранов машиниста, деталей редукторов и т. п. Годовой план ремонта достаточно большой, поэтому потребность в подобных установках растет. Главное требование — качество очистки, не вызывает сомнения. При приемочных испытаниях присутствовали главный инженер, начальник технического отдела, инженеры по оборудованию и эксплуатации.
Практически все предложения по дальнейшему совершенствованию оборудования сводились к расширению модельного ряда, а именно к увеличению рабочего объёма ванны и оснащению устройствами регенерации моющего раствора. Эти задачи должны быть решены в течение первого квартала 2005 г. Практически все предприятия, на которые поставлялось оборудование, подают заявки на расширение поставок аналогичного оборудования с расширенными технологическими возможностями.
Предложения предприятий были учтены и при разработке нового оборудования — «Рабочего места ультразвуковой очистки УЗВ-7» (рис. 2).
По сравнению с РМОД увеличен рабочий объем ванны до 50 л, усовершенствовано управление. Предполагается оснащение его модулем очистки с регенерацией моющего раствора. Рабочий объём может быть дополнительно увеличен по требованию заказчика, в соответствии с габаритами очищаемых деталей, а рабочее место оборудовано необходимыми приспособлениями.
В конце 2004 г. проведена поставка и приёмо-сдаточные испытания первого комплекса УЗВ-7 в ВКМ Кулой вагонного депо Сольвычегодск. Проведенные работы сводились к следующему: подробное инструктирование и обучение работе на установке, демонстрация технологии очистки деталей с применением технического моющего средства «Лабомид» на примере сильнозагрязненных лабиринтных колец буксового узла.
В ходе испытаний установка показала отличные моющие способности, а размеры и объёмы ванны позволяют вести промывку достаточно крупных деталей с применением технических моющих средств, имеющихся в депо. Предполагается установить УЗВ-7 и в роликовом отделении для промывки колец и роликов подшипников, пока же она используется в основном для промывки деталей буксовых узлов вагонов.
Предприятие ООО «Александра-Плюс» не останавливается на достигнутом и продолжает совершенствование технологии очистки и выпускаемого оборудования, испытывает новые моющие средства, тесно сотрудничает с предприятиями и представителями депо. Преимущества ультразвуковой очистки очевидны, а это является залогом высокого качества ремонта подвижного состава и положительно сказывается на обеспечении безопасности движения поездов.
- Рис. 1. Рабочее место очистки деталей (РМОД)
- Рис. 2. Рабочее место ультразвуковой очистки УЗВ-7