Опыт внедрения современных технологий и оборудования для ультразвуковой очистки на ремонтных предприятиях локомотивного хозяйства

Железнодорожный транспорт. Серия Локомотивы и локомотивное хозяйство. Ремонт локомотивов. ОИ ЦНИИТЭИ, 2005 г., выпуск 1—2, с. 44—49

УДК 621.9.048

И. Ю. Шаранов, (главный инженер локомотивной службы Северной железной дороги);
А. M. Шаньгин, вагонное депо Сольвычегодск;
Т. И. Жирнова, А. Ю. Коротков. Н. М. Лебедев, ООО «Александра-Плюс»

Ультразвуковая очистка является одним из самых оптимальных способов удаления стойких загрязнений без затрат ручного труда. Интенсивные упругие колебания высокой частоты эффективно очищают детали, имеющие сложную конфигурацию и устойчивые загрязнения. Качество очистки деталей в большой степени определяют срок их службы и надёжность эксплуатации.

Предприятием ООО «Александра-Плюс» наработан большой опыт по ультразвуковой очистке различных типов деталей от механических, жировых и маслянистых загрязнений. Используемые ультразвуковые ванны изготовлены из коррозионно-стойких материалов, просты в обращении. Ванны дополнены удобными стеллажами с приспособлениями для размещения очищаемых деталей, что представляет полностью укомплектованное рабочее место для оператора. Комплект защищен патентом РФ на промышленный образец № 56368 с приоритетом 5 февраля 2004 г. Оборудование оснащено реле-регулятором с таймером для контроля времени и температуры моющего раствора. Ванны выпускают различных объемов, что делает возможным их использование в различных технологических циклах. Налаженное гарантийное и сервисное обслуживание выгодно отличает данное предприятие от других изготовителей подобного оборудования. В последнее время совместно с ОАО «РЖД» было существенно модернизировано оборудование, усовершенствована технология, разработана нормативная документация.

В 2002—2004 гг. проведена работа по оснащению рабочими местами для ультразвуковой очистки девяти локомотивных депо Северной железной дороги. Разработаны технологические карты процесса ультразвуковой очистки, результатом чего явилась разработка и внедрение совместно с Дорожной химико-технической лабораторией Северной железной дороги «Инструкции по ультразвуковой промывке деталей локомотивов в условиях ремонта» (И028.014.ДХТЭЛ-2003). В качестве моющего средства рекомендуется к использованию техническое моющее средство «Лабомид» производства ЗАО «Экохиммаш», (г. Буй), относящееся к 4-му классу опасности по токсичности (малоопасные вещества по ГОСТ 12.1.007-76) и не требующее особых условий для утилизации.

С участием специалистов предприятия отработаны технологии процессов очистки и разработаны технологические карты на промывку деталей автоматного отделения — клапанов, элементов пневмосистем, деталей редукторов и др., деталей цеха топливной аппаратуры — распылителей, фильтров и др. Проведены работы по очистке различных типов подшипников от 1205, 1206 до крупногабаритных типа 42428, 32424 и буксовых.

Качество ультразвуковой очистки, практически во всех случаях, соответствует нормативным требованиям и превосходит ручную. После очистки требуется консервация деталей или просушка сжатым воздухом в зависимости от технических требований.

Необходимо отметить, что ультразвуковая очистка особенно эффективна при применении на конечной стадии, полностью заменить ею все технологические операции невозможно. Узлы и детали, имеющие высокую степень загрязнения, требуют предварительного замачивания в растворе технического моющего средства, для них увеличивается время промывки и требуется более частая замена раствора.

В ходе внедрения ультразвукового оборудования предприятием ООО «Александра-Плюс» проведены сравнительные испытания с аналогичным оборудованием. Испытания проводились на базе локомотивного депо Сольвычегодск. В ходе работы сравнивались такие показатели работы, как комплектность оборудования, оснащение вспомогательными приспособлениями, наличие средств автоматизации, ремонтопригодность, обеспеченность сервисным обслуживанием. По всем этим показателям предприятие ООО «Александра-Плюс» выгодно отличается от аналогов тем, что предлагает оборудованное рабочее место с двумя режимами работы, с автоматическим контролем температуры и времени, имеет налаженное гарантийное и сервисное обслуживание.

В соответствии с методическими рекомендациями Управления Северной железной дороги проведен расчет экономической эффективности технологии ультразвуковой промывки в условиях ремонта в локомотивных депо. По результатам расчетов сделаны выводы, что трудоемкость очистки уменьшается в 2 раза, значительно снижаются материальные затраты, повышается экономическая эффективность.

В 2004 г. была подана заявка на «Рабочее место очистки деталей (РМОД)» (рис. 1) в ПКБ ЦТ, пройдены ценовая и конкурсная комиссии. На установку разработаны технические условия ТУ 3444-004-52036912-2004, согласованные с ПКБ ЦТ и ОАО «РЖД». Итогом стало подписание договора с ОАО «РЖД» по Программе переоснащения на поставку пяти установок в локомотивные депо Тюмень, Дно, Аткарск, Моршанск, Зима.

Поставка оборудования осуществлялась с выездом специалиста, обучением на месте персонала депо и вводом в эксплуатацию оборудования. Комплекс оказанных услуг сказался и на результатах работы: качество очистки деталей на всех предприятиях соответствует нормативным требованиям, отзывы о работе оборудования содержат только отличные оценки. Оборудование введено в эксплуатацию в течение нескольких дней после его поставки.

Большинство установок используется в автотормозном отделении для промывки клапанов, кранов машиниста, деталей редукторов и т. п. Годовой план ремонта достаточно большой, поэтому потребность в подобных установках растет. Главное требование — качество очистки, не вызывает сомнения. При приемочных испытаниях присутствовали главный инженер, начальник технического отдела, инженеры по оборудованию и эксплуатации.

Практически все предложения по дальнейшему совершенствованию оборудования сводились к расширению модельного ряда, а именно к увеличению рабочего объёма ванны и оснащению устройствами регенерации моющего раствора. Эти задачи должны быть решены в течение первого квартала 2005 г. Практически все предприятия, на которые поставлялось оборудование, подают заявки на расширение поставок аналогичного оборудования с расширенными технологическими возможностями.

Предложения предприятий были учтены и при разработке нового оборудования — «Рабочего места ультразвуковой очистки УЗВ-7» (рис. 2).

По сравнению с РМОД увеличен рабочий объем ванны до 50 л, усовершенствовано управление. Предполагается оснащение его модулем очистки с регенерацией моющего раствора. Рабочий объём может быть дополнительно увеличен по требованию заказчика, в соответствии с габаритами очищаемых деталей, а рабочее место оборудовано необходимыми приспособлениями.

В конце 2004 г. проведена поставка и приёмо-сдаточные испытания первого комплекса УЗВ-7 в ВКМ Кулой вагонного депо Сольвычегодск. Проведенные работы сводились к следующему: подробное инструктирование и обучение работе на установке, демонстрация технологии очистки деталей с применением технического моющего средства «Лабомид» на примере сильнозагрязненных лабиринтных колец буксового узла.

В ходе испытаний установка показала отличные моющие способности, а размеры и объёмы ванны позволяют вести промывку достаточно крупных деталей с применением технических моющих средств, имеющихся в депо. Предполагается установить УЗВ-7 и в роликовом отделении для промывки колец и роликов подшипников, пока же она используется в основном для промывки деталей буксовых узлов вагонов.

Предприятие ООО «Александра-Плюс» не останавливается на достигнутом и продолжает совершенствование технологии очистки и выпускаемого оборудования, испытывает новые моющие средства, тесно сотрудничает с предприятиями и представителями депо. Преимущества ультразвуковой очистки очевидны, а это является залогом высокого качества ремонта подвижного состава и положительно сказывается на обеспечении безопасности движения поездов.

  • Рис. 1. Рабочее место очистки деталей (РМОД)
  • Рис. 2. Рабочее место ультразвуковой очистки УЗВ-7